Грузы, которые перемещаются через границу России, подлежат обязательному таможенному оформлению. Главная задача ответственных лиц – указать достоверные сведения при заполнении необходимых документов. Если допустить ошибку или намеренно предоставить ложные данные, партия товара или автотранспорт могут быть задержаны. В отношении ответственных лиц будут применены штрафные санкции. Изучим, как работает таможня, а также на что предстоит обратить внимание хозяйствующему субъекту при оформлении документов, чтобы не допустить серьезных проблем.
ТО – мероприятия, выполняемые участниками (физлица, юрлица, ИП) внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Основная цель – выпуск партии груза при его прохождении через границу РФ с соблюдением действующих требований. Процедуре ТО подлежат все грузы, вне зависимости от вида международных перевозок: водный (речной, морской), воздушный, наземный (железнодорожный, автомобильный), комбинированный.
С нюансами и принципами ТО должны быть знакомы все хозяйствующие субъекты, которые занимаются импортом товаров или транспортных средств из-за границы, а также внешнеэкономической деятельностью коммерческого характера. Неверно заполненные документы, бланки и свидетельства могут привести к неприятным последствиям. В их числе задержка или конфискация партии товара, штраф, отчуждение и пр.
Важно не только понимать, что такое таможенное оформление, но также для чего оно необходимо. Процедура проводится для того, чтобы выпуск транспортных средств и иных видов грузов при прохождении через границу осуществлялся с соблюдением действующих требований законодательства ТК ЕАЭС. Предполагает уплату необходимых таможенных сборов.
Ответственное лицо обязано подготовить и предоставить все необходимые акты, свидетельства, справки и другие документы для прохождения таможенных процедур. Перечень документации, обязательной к предоставлению, зависит как от особенностей груза, который перемещается через границу, так и вида участника ВЭД. Задача таможенного органа – контролировать правильность прохождения данной процедуры участниками ВЭД или их представителями, а также защита экономических интересов государства.
ТО – это важный этап при доставке грузов из одного государства в другое. Чтобы пройти процедуру в соответствии с действующими нормами, важно учитывать, к какой товарной группе относится перемещаемый груз. Правильно определить группу товара (код ТН ВЭД), помогают компании, которые оказывают посреднические услуги в части ТО. Например, данную работу можно доверить таможенному представителю (брокеру). Также посредники помогают рассчитать таможенные платежи, выполнить выпуск товаров и др. Классификация грузов для ТО проводится в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД.
Мы рассмотрели, для чего нужна таможня. Теперь изучим новые правила растаможки, которые должны быть соблюдены ответственными лицами при взаимодействии с таможенными органами. ТО регулируется Таможенным кодексом РФ, постановлениями Правительства, а также Указами Президента России.
На территории ТС, членом которого также является РФ, действуют единые правила ТО грузов. Эти требования прописаны в ТК ТС. В их числе запреты и ограничения, меры таможенно-тарифного регулирования, а также законодательные акты стран-членов ТС в сфере налогообложения.
Таможенный кодекс ТС – законодательный акт. Он регулирует экономические, организационные и юридические аспекты взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами. Но это не единственный нормативный акт. Также существуют и сопутствующие, в числе которых:
Этот документ регулирует порядок ввоза на территорию ТС грузов, в отношении которых установлены обязательные требования в рамках ТС.
Этот документ регулирует порядок маркировки отдельных категорий товаров специальными знаками. ТО грузов, перемещаемых через границу РФ, подчиняется утвержденным правилам и проходит по определенному алгоритму. Кроме того, в соответствии с действующими правилами, прежде чем вывозить товары или ввозить в Россию, бизнесмен должен зарегистрироваться в качестве субъекта ВЭД.
Растаможка — неофициальное название таможенного оформления. Растаможку проходят все грузы, которые пересекают границы государства. Подвергаются проверке личные вещи, товары, которые предназначены для реализации, а также подарки и продукция, которая была приобретена на иностранных сайтах.
К товарам, пересекающим границы РФ, предъявляется ряд требований. Многие виды продуктов могут быть ввезены на территорию государства только в том случае, если они прошли сертификацию. Качество продукции может быть подтверждено не только сертификатами, но также декларациями о соответствии. Это:
Также особые правила действуют для растаможки лекарственных препаратов. При ввозе продукции, которая относится к медицинским товарам, необходимо предоставить Регистрационное Удостоверение (РУ). Оно выдается Росздравнадзором. Без этого документа не получится выполнить растаможку.
Кроме того, особые правила растаможки в России предусмотрены для БАДов, а также терапевтической косметики. Эта продукция подлежит получению свидетельства госрегистрации (СГР). Незнание действующих норм и правил может привести к задержке партии перевозимого груза на таможне, а также последующим незапланированным расходам.
Мы выяснили, что такое растаможка товара, а также от чего зависит. Рассмотрим, что может включать процесс ТО:
Только после того, как все необходимые этапы и обязательные процедуры будут пройдены, можно будет забрать груз и приступить к его реализации. Аналогичная схема прохождения таможни применима к любой продукции. Могут меняться только требования, а также добавляться в перечень необходимой документации дополнительные акты, сертификаты, свидетельства и др.
Если товар предназначен для экспорта, а не импортируется, он также проходит обязательное оформление на границе. Например, выполняется растаможка грузов из Европы, Америки, стран Ближнего Востока и Африки. Многие хозяйствующие субъекты, которые не знакомы с процессом ТО, пользуются услугами таможенных представителей.
Специфика процесса ТО нам уже знакома. Теперь рассмотрим, что делают на таможне. В целях таможенного регулирования, в отношении перевозимых грузов устанавливаются следующие виды ТП:
Кроме того, для некоторых категорий грузов используется специальная ТП.
Под ТП подразумевается совокупность норм, которые определяют для таможенных целей требования, а также условия пользования (распоряжения) грузами на таможенной территории ЕАЭС или за его пределами. В ТК ЕАЭС прописано семнадцать ТП. Все остальные не относятся к таможенным.
Чтобы при растаможке грузов не возникло проблем, нужно знать, как проходить таможню. При перемещении товаров, а также транспортных средств через границу ЕАЭС, ответственное лицо должно подать декларацию. Информация о порядке заполнения этого документа содержится в специальной инструкции.
Ответственному лицу предстоит указать следующие данные о перемещаемой партии груза:
В соответствии с положениями ФЗ № 289, при декларации товары подлежат классификации по товарной номенклатуре. Они должны быть отнесены к одному из кодов. Код – десятизначная цифра. Именно он указывается в ДТ (графа 33). Но нужно помнить, что код по ТН ВЭД ЕАЭС должен соответствовать данным, которые указаны в 31 графе ДТ. Иногда правильность указанных данных проверяется по информации, которая отражена в других графах документа. В числе рассматриваемых сведений: вес нетто, вес брутто, условия поставки и др.
Процедура прохождения границы государства с грузом предполагает:
Хозяйствующие субъекты могут ввозить на таможенную территорию любые партии товаров в соответствии с действующим законодательством. Если осуществляется первичная поставка, то юрлицо обязательно должно зарегистрироваться в качестве участника ВЭД. Регистрация выполняется при подаче ДТ. При оформлении грузов хозяйствующий субъект уплачивает платежи. В их числе акцизы, сборы за ТО, пошлины, НДС и др. Расчет обязательных платежей выполняется с учетом указанного в документе кода ТН ВЭД, а также страны происхождения грузов.
Физические лица могут ввозить только товары для личного пользования. Не допускается ввоз коммерческих партий продукции, а также товаров из списка запрещенных. Ввоз может выполняться, например, в ручной клади (сопровождаемый багаж), а также через транспортного перевозчика (несопровождаемый багаж).
Допускается ввоз (любым видом транспорта кроме авиа и пешком) без уплаты таможенных платежей товаров, цена которых не превышает 500 евро. При этом общий вес не должен превышать 25 кг. Если товары перевозятся авиатранспортом, то норма беспошлинного ввоза составляет 50 кг, а также 1000 евро. Если пограничная служба выявляет отклонения от допустимых норм, физическое лицо обязано уплатить пошлину в размере 4 евро за каждый килограмм перевеса.
Если товары доставляются почтой (перевозчиком), норма беспошлинного ввоза составляет 31 кг и 200 евро. В случае отклонения от установленных норм, физлицо должно заплатить 15% от стоимости превышения или по 2 евро за каждый кг превышения.
Вы уже знаете, для чего нужна растаможка, а также в чем заключается особенность прохождения этой процедуры физическими и юридическими лицами. Изучим, какие документы необходимы для ТО. Чтобы провести операцию таможенного оформления, необходимо предоставить определенную документацию:
Если выполняется ввоз товаров, потребуется предоставить:
Если выполняется вывоз товаров, потребуется предоставить:
Какие необходимы справки и акты – зависит от специфики груза. Перечисленные документы относятся к категории основных.
Самый главный документ на груз, который обязательно оформляется – таможенная декларация или ДТ (декларация на товары). В документе содержится вся информация о перемещаемой через границу продукции, ее цене, отправителе и получателе, условиях поставки.
В декларации указывается:
При заполнении ДТ важно ничего не упустить. Правильность и достоверность содержащейся в ней информации влияет на своевременность выпуска груза.
ДТ должна оформляться специалистами, которые хорошо знают правила заполнения подобных документов. Также они должны быть знакомы с процессом таможенного оформления, иметь опыт в проведении внешнеторговых сделок.
ДТ можно подать в ЦЭД – центры электронного декларирования. Компетенция этого органа ограничивается совершением операций исключительно в электронной форме. При этом грузы размещаются на терминалах и складах, контролируемых таможенными постами фактического контроля.
Место регистрации компании-декларанта и способ транспортировки влияют на то, куда направится декларация. Это может быть региональный или специализированный ЦЭД. В них проводятся проверочные операции. Если реквизиты ЦЭД указаны неправильно, декларация попадет в подходящий таможенный орган. Он выбирается системой диспетчеризации деклараций на товары.
Оформление перемещаемых через границу товаров – процесс, который состоит из нескольких этапов:
Cт. 19 Т ЕАЭС определяет, сколько длится таможенное оформление товаров. Процедура не может длиться более 1 рабочего дня. Проводится после регистрации таможенной декларации, если соблюдены условия выпуска. Увеличение срока может произойти, если необходимо проведение экспертизы товара. При этом учитывается, к какому типу относится груз. Например, если это продукты питания или товары с небольшим сроком годности, то задержка может привести к порче.
Также увеличение срока оформления может произойти, если данные в представленной документации окажутся неточными или выяснится, что нарушено действующее законодательство.
Купля-продажа товаров – операции, которые связаны с определенными рисками. При этом риски существенно возрастают, если ведется внешнеэкономическая деятельность. Причина – усложняющий фактор, которым является таможенное оформление.
Непрофессионализм или неопытность участников ВЭД приводит к появлению проблем. Существует множество мифов о таможне. Но компании сталкиваются с трудностями не из-за таможенников. Часто продавец или покупатель не учитывают особенности рынка. Иногда просто игнорируется необходимость выполнения маркировки или заполнения документов.
У таможенных органов немало рычагов воздействия на поставщиков. Закон предоставляет им право в:
Иногда из-за простой формальности возникают серьезные убытки или даже происходит полный крах бизнеса. Чаще ошибки появляются из-за продавца или покупателя, которые не уделили должного внимания решению задачи в рамках ВЭД. Среди наиболее распространенных:
Перечень рисков:
При ведении ВЭД необходимо соблюдать таможенные требования России. Все важные параметры при получении груза должны контролироваться. К ним относится маркировка, заполнение декларации, создание списка сопроводительных документов.
Для исключения появления распространённых проблем, не следует полагаться на собственные силы или поставщика. Лучше обратиться в специализированную компанию, оказывающую подобные услуги. Это позволит избежать задержек, штрафов, конфискации груза.
Таможенный кодекс ЕАЭС, ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», Федеральный административный регламентам ФТС и прочие нормативные правовые акты регулируют порядок оформления грузов.
В случае, если будет нарушено ТО, виновник понесет административную или уголовную ответственность. Глава 16 КоАП России содержит виды правонарушений в данной области. Предусмотрен штраф, конфискация груза, приостановка деятельности.
Штрафы могут налагаться на физических и юридических лиц. Обычно это фиксированные суммы. Физические лица часто получают штрафы за то, что не декларируют товары (часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ).
Сумма зависит от общей цены на товары, которые не были задекларированы. Может составлять от половины до двукратной величины от стоимости товара. Чтобы оспорить штраф, у организации есть 10 календарных дней. Если этого не произошло, постановление вступает в законную силу.
Нарушителю дается 60 дней, чтобы оплатить таможенный штраф. Отсчет срока начинается с момента вступления в законную силу. Если сроки оплаты нарушены, нарушителю грозит административная ответственность.
Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 регулирует размер сборов за таможенное оформление грузов.
Цена за таможенные услуги рассчитывается отдельно для каждого случая. При этом принимается во внимание:
Главные составляющие стоимости растаможки:
Таможенное сопровождение (ТС) — это специальная процедура. О необходимости ее применения принимает решение таможенная служба. Основная цель — обеспечить контроль над товарами, пересекающими таможенную границу России. Для этого привлекаются должностные лица таможни или организации, которые были выбраны таможенным органом.
У таможенного органа есть право принимать решение о сопровождении, если перевозчик не уплатил платежи, неоднократно нарушал условия транзита и не выполнял постановления об административном производстве. В таких случаях все расходы, связанные с сопровождением, ложатся на плечи перевозчика.
Таможенный орган вправе принимать или не принимать решение о ТС. Но это не его обязанность. Если у перевозчика нет возможности внести таможенные платежи, он может подать в таможенный орган заявление об отмене таможенного сопровождения. Но такое заявление либо удовлетворяется, либо отклоняется. Во втором случае перевозчик получает отказ в выпуске груза.
Нужно ли таможенное сопровождение – решает уполномоченное лицо. Делается это в случаях, когда:
Введение процедуры ТС – обязательное к исполнению решение, которое принимается таможенным органом.
Таможенное сопровождение нуждается в организации. Оно состоит из 5 этапов:
Регулярными экспортно-импортными процедурами занимаются не все компании. Связано это с небольшими объемами перевозимых грузов, отсутствием в штате экспертов, которые разбираются в сертификации и ТО. Предположим, у вас товар без растаможки, а человека, в штате компании, который обладает достаточными знаниями и опытом для ТО – нет. В таких случаях лучше обратиться к таможенным представителям.
Брокером называют посредника, занимающегося оформлением и растаможкой в интересах заказчика. Он знает все о таможне и необходимых процедурах при пересечении грузом границы. Сотрудничество начинается с заключения договора. Чтобы выбрать компанию-посредника для ТО, необходимо:
С учетом того, что у растаможивания товаров в России есть свои нюансы, организацию таможенного оформления стоит поручить экспертам в этой области. Специалисты компаний, которые оказывают посреднические услуги в части ТО, выполняют растаможку любых товаров и грузов участников ВЭД. В результате хозяйствующим субъектам, которые с ними сотрудничают, не нужно выяснять, что не является таможенной процедурой, а также следить за изменениями в законодательстве и решать другие вопросы.